Консультации

Интонационная  сторона речи

      Важным атрибутом грамотного человека наряду с  другими, является его речь при условии, что она отличается четкостью дикции, интонационной  и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью, поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым  компонентом процесса формирования у ребенка  речи начиная с самого раннего возраста.
      Интонация – это единство взаимосвязанных составляющих: мелодики, интенсивности  и темпа речи и тембра произнесения. Вместе с ударением интонация образует так называемую просодическую систему языка, а среди ее компонентов важное место занимают паузы, несущие значительную смысловую нагрузку высказывания.
    Что бы не перегружать дошкольников специальными занятиями, работать над интонационной стороной речи можно вне занятий. Включать игровые упражнения в повседневную жизнь: включать в режимные моменты, например, в утренний прием, на прогулке. Посвящая этому процессу 3-5 минут решению какой-либо  интонационной задачи, мы постепенно формируем  у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает  оформлять свое высказывание. Помимо этого, такие «пятиминутки» помогают педагогу переключить детей на решение другой учебной задачи, удержать внимание, тренировать его произвольность, повышать интенсивность занятия без ущерба для здоровья детей, а также создавать у них положительное эмоциональное состояние. 

Примеры – формирования у детей интонационной выразительности речи. Многие из них проводятся под музыкальное сопровождение.

Горка
Цель: - развивать высоту, гибкость голоса, закреплять умение изменять темп речи в зависимости от ситуации.
Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме и двумя руками показывают, как они поднимаются)
Я с горы бегом- (поют вниз по гамме в быстром темпе и показывают пальцами, как они бегут,- движение сверху вниз)

Колокольчики
Цель: закреплять умение самостоятельно пользоваться различной силой голоса
 У каждого ребенка колокольчик. Дети тихо или громко  в соответствии с текстом – произносят слова ударяют пальцем по колокольчику.
Колокольчики звенят – динь, динь, динь
Тихо, тихо- говорят
динь, динь, динь, динь, динь
громко зазвонили бубенцы
динь, динь, динь, динь, динь
полетела песня во все концы
динь, динь, динь, динь, динь


Мышки
Цель: развивать силу голоса
( любая двухчастная полька)
Дети делятся на две команды: одна- мыши, вторая – коты. Звучит тихая музыка. Дети-коты. Сидят на стульях, спят. Дети мыши выходят на середину комнаты и встают парами, лицом друг к другу. Тихо произносят слова, сопровождая их жестом: показывают указательным пальцем около губ, как тихо надо вести себя.
Мышки под полом сидят,
Мышки в щелочку глядят.
Тихо-тихо-тихо мышки
В щелочку глядят
Звучит громкая музыка. Дети мыши бегают, дразнят котов, громко произносят следующие слова:
Ночью мышки выбегают,
Игры, пляски начинают,
Пи-пи-пи, пи-пи-пи,
Игры, пляски затевают.
С окончанием музыки коты просыпаются и ловят мышей.


Испорченный микрофон
Цель: развивать умение делать паузу.
Музыка: любая знакомая песня
Дети поют любую знакомую песню. По сигналу педагога надо прекратить пение, и запомнить на каком слове остановились. Через некоторое время педагог дает сигнал к продолжению – дети должны начать пение с того места, где была сделана остановка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий